Духов гораздо больше, чем мы могли бы представить.
Пожалуй один из самых странных парфюмерных брендов, тем не менее имеющий право быть. Само название говорит за себя, в переводе – «Я действительно ненавижу парфюмерию». Руку к ним приложил очень небезызвестный парфюмер Кристофер Брозиус (Christopher Brosius) – тот самый, что изначально создал марку Demeter.
CB I Hate Perfume была основана в июле 2004 года в Нью-Йорке, поэтому история самого бренда не такая уж и длинная и удивительная. Интересна скорее история самого создателя марки — Кристофера Брозиуса.
Свое детство Кристофер провел на ферме своей семьи в Пенсильвании. Многие из его ароматов основаны на воспоминании о детстве — грязь и одуванчики в огороде, прогулки в осенний лес, снег, мокрые камни из реки и печенье, сделанное матерью и любимой тетей. Его любимое занятие было собирать конструктор Lego и дополнять его картонными самодельными конструкциями. Кристофер мечтал о своем магазине, в котором продавались бы удивительные, волшебные вещи, сделанные им самим. Впрочем, ка любой ребенок, он хотел быть и художником, и ученым… Книги привлекали его всегда и еще в раннем детстве он начал собирать библиотеку, не оставил он это увлечение и по сей день.
Мать Кристофера никогда не пользовалась духами. У нее было несколько очень старых флаконов с ароматами Prince Matchabelli, которые она держала на своем комоде, но она никогда не носила их на себе. Вообще, по словам парфюмера, откуда он родом, женщины не носили на себе ароматы и не уважали их, возможно, это считалось тщеславием.
Исключением была тетка Кристофера — она была представительницей косметической компании Avon, и ношение на себе парфюма было частью ее работы. Она носила на себе много парфюма и Кристофер и его братья и сестры сразу понимали, что она находится в доме или была там ранее.
В школе химию Борзиус не любил, тем не менее, учитель смог вдолбить в голову подростку насколько важна точность измерений, обозначений, а ученик и не подозревал насколько потом полезна окажется для него эта наука.
Детство будущего парфюмера было похоже на детство в фильме Лассе Халлстрома (Lasse Halstrom) под названием «Моя собачья жизнь» («My Life As a Dog»). Даже город был очень похожим на небольшой шведский городок, который фигурировал в этом фильме, только в нем все говорили на английском языке.
Творчество на тот момент было главной его страстью – учитель истории искусства давал ему частные уроки живописи, в средней школе будущий парфюмер плотно занялся изучением архитектуры и даже сделал проект для программы университета Карнеги-Меллона. Однако после школы Кристофер решил поступать все же в Колумбийский университет – это были 80-годы двадцатого века. Во время проживания в Колумбии он не раз участвовал в создании проектов декораций и костюмов для театральных постановок, помимо своего основного направления – архитектуры. Через некоторое время ему наскучило данное занятие и он решил, что все это не для него, Брозиус устроился работать таксистом.
Именно данная профессия положила начало его манифесту – Кристофер понял, насколько он ненавидит духи. Женщины на заднем сиденье такси, которых возил будущий парфюмер, пахли настолько сильно и ужасно, что его порой начинало тошнить, а сам тяжелый и приторный аромат вечерних духов невозможно было выветрить из салона. Года ему вполне хватило, чтобы отдохнуть за рулем и в 1987 году Брозиус начинает занятия в частной школе дизайна в Нью-Йорке — Parsons School of Design (в дальнейшем, школа искусств Нью-Йорка — New York School of Art), где он обучался разработке и рисованию моделей одежды, проектированием модных вещей от кутюр.
Обучение, само собой, было платным и, чтобы средств хватало, Кристофер устраивается на работу в отдел косметики Barneys — сеть магазинов по продаже модной одежды. Его опыт работы в магазине не был положительным и уже в 1988 году он переходит в компанию Kiehl’s – крупный американский бренд, который специализируется на косметике и парфюмерии премиум класса. Приходит понимание, что дизайн одежды все же не его стезя. Там Брозиус занимает уже место креативного директора и работает под руководством Джами Морзе (Jami Morse). Именно в Kiehl’s Кристофер начал создавать первые ароматы – компания имела преданных поклонников, которые нередко приходили, чтобы заказать парфюмерию на заказ. Будущий парфюмер узнал секреты смешивания эфирных масел и познавал все тонкости создания парфюмов. По его словам, первый аромат, что он создал, был для модели Синди Кроуфорд.
В 1992 году Брозиус покидает Kiehl’s и Нью-Йорк вообще — он соскучился по тишине, земле, зелени и переезжает на родовую ферму в Пенсильвании, где и начинается его творчество. Свой первый аромат, который полностью состоит из натуральных эфирных масел, он создал для себя — Demeter Fresh Cologne Water, сделанный из масел ладана и герани. Это был первый эксперимент Борзиуса — оригинальный одеколон был разработан так, чтобы аромат ощущался очень свежим и чистым, но, в то же время, успокаивающий и расслабляющий. Однако положительные отзывы окружающих сподвигли его продать парфюм в 1994 году бренду Henri Bendel.
Рост популярности нового детища Брозиуса был стремительным, двигаясь от кухонного стола, в мастерскую в сарае на ферме, а в дальнейшем на небольшую фабрику в соседнем городе. Его любовь к ферме выразилась в первых творениях марки Demeter – земля, томат.
Кристофер экспериментировал с другими необычными сочетаниями — одним из первых запахов своего детства он вспомнил запах листьев томатов. Для создания аромата он получил партию экстракта, а также некоторые другие странные масла от своих европейских поставщиков. Он начал наносить каждый из них на себя , чтобы проверить, и пришел к выводу , что одна нота пахнет столь же потрясающе , как и смесь. Это привело к запуску восьми моно-ароматов в 1996 году под маркой Demeter.
Одним из самых значимых своих ароматов сам парфюмер считает «Снег», за который в 2000 году он получил награду Fragrance Foundation awards. На следующий год снова последовала премия, уже за «Сахарный тросник». В 2003 году 70 из его ароматов были включены во Всеамериканскую дизайнерскую триеннале (National Design Triennial) — выставка лучших творений американских дизайнеров в Национальном музее дизайна Купер-Хьюитт.
Весной 2003 года, Кристофер перенес свою студию из Ист-Виллидж в окрестности Williamsburg, Бруклин, а чуть позже он вынужден расстаться со своей компанией, по его словам это было очень болезненно. В следующем году, в июле 2004 года он открыл CB I Hate Perfume Gallery для публики.
CB I Hate Perfume: CB – это инициалы Кристофера Брозиуса, I Hate Perfume – я ненавижу парфюмерию.
Один из его знаменитых и успешных ароматов – запах библиотеки, старых книг. По признанию Кристофера, книги – главная его страсть с самого раннего детства. В детстве будущий парфюмер любил слушать чтение вслух, а потом и сам пропадал в библиотеках. Став парфюмером, он скопировал запах любимого романа, изданного в 1927 году и найденного им в идеальном состоянии в Лондоне. Так появился In the Library.
Самые сложные в производстве ароматы, по словам мэтра, — это ароматы еды. Например, когда Кристоферу удалось создать аромат жареной говядины, он вдруг понял, что никто в здравом уме не захочет так пахнуть. Оказалось, что такие люди все же есть — всего на данный момент только три человка, и Брозиус тут первым признает, что аромат бывает и не для всех.
В последующие годы, Кристофер принял участие в ряде проектов – весной 2006 года он принял участие в проекте «Все здесь ложь» (Everything Here is False) с группой из Нижнего Ист-Сайда.
В мае 2006 года открылась его первая персональная выставка в Филадельфии в университетском научном центре галереи Эстер Клейн. Она была организвована Monell Chemical Senses Center — научный институт, проводящий фундаментальные исследования вкуса, запаха и кожных ощущений. Выставка называлась «Запах — это жизнь» и была посвящена различным аспектам индивидуального обонятельного восприятия, а также связь между ароматом и памятью.
Брозиус является синестетиком, так он определяет себя сам. Синестезия осуществляется, когда один тип сенсорной информации вводится и интерпретируется одновременно с одним или несколькими другими чувствами. Кристофер понял, что является синестетиком в 2005 году, когда прочел книгу Ричарда Кайтовика (Richard Cytowic) под названием «Человек, который попробовал на вкус формы» («The Man Who Tasted Shapes»). До этого он и понятия не имел, что не все воспринимают мир таким же образом. Но книга также поведала, что это общий опыт всех людей-синестетиков. Парфюмер часто использует синестезию в то время, когда «сочиняет» новый аромат. Готовность аромата Брозиус понимает, когда видит, что он принял «правильную» форму, цвет, текстуру, а иногда даже и звук.
В его галерее ароматов хранятся сотни аккордов и уже готовых произведений. Из аккордов парфюмер может создать более сложные композиции, но готов предоставить их и без дополнений. Во времена расположения I Hate Perfume в Бруклине, к Брозиусу можно было прийти и приобрести какой-то особый запах — бутылка в 15 мл от $ 25. Но если у клиента есть желание создать что-то необычное, то можно было разработать индивидуальные духи. Консультации варьировались от $ 125 до $ 350, готовый, безспиртовой аромат – от $ 40 до $ 100. Однако по последним данным, он брался создавать ароматы на заказ только при цене от 2500 $.
Его галерея пережила несколько переездов – из Williamsburg она переместилась на 318 Maujer Street, где было гораздо больше места. По последним данным Кристофер Брозиус переехал в Канаду в округ Нью-Брансуик, подальше от «вонючего» Нью-Йорка, в тишину, на природу, где много зелени и настоящих ароматов.
Ингредиенты в парфюмерии Брозиуса состоят из двух категорий, абсолюты (сделанные с помощью diisopropyl adipate из соков овощей и фруктов) и безспиртовые духи или ароматы для дома (сделанные на основе дистиллированной воды). Он не использует спирт по ряду причин — во-первых, ему не нравится первоначальный взрыв спиртового аромата, во-вторых, он считает, что кожа человека нуждается в воде и маслах, а не спирте, а в-третьих, такие ароматы держатся дольше.
Его ароматы можно действительно полюбить за одни только названия: «Воспоминания о доброте», «На пляже 1966», «7 миллиардов сердец», «Комната с видом», «Лавандовый чай», «Имбирный хлеб», «Зима 1972», «В библиотеке».
![]() |
![]() |
Несколько фактов о Брозиусе:
«Самыми сложными в работе являются абсолюты и экстракты CO2 и SCO2. Поиск правильного метода их растворения и их подготовка – это очень и очень сложные процессы. Это, в первую очередь, касается поиска правильного растворителя и его правильных пропорций, некоторые стандартные растворители сразу же автоматически отклоняются по различным причинам. Бывает очень трудно найти способ, который позволит перевести твердое вещество в жидкое состояние. Это может по-настоящему свести с ума меня и моего главного помощника, имеющего ученую степень по органической химии».
«Я восхищаюсь Жаном-Клодом Эленном (Jean Claude Ellena). Кроем того мне всегда нравились ароматы от Hermes, также мне нравится Serge Lutens. Еще я, как правило, люблю духи, которые разработал сам Жан ЛяПорт (Jean LaPorte)».
«Из модельеров мне очень нравятся Рик Овенс (Rick Owens) и Крис Ван Аш (Kris Van Assche). Я также нахожу увлекательным Гарет Пью (Gareth Pugh). Но, помимо этого, я очень люблю наблюдать за тем, что сделает в следующий раз господин Гатье (Gaultier). Он – это венец моды».
«Ничто не воскрешает воспоминаний так мощно, как аромат. Одно слабое дуновение может так ярко восстановить момент, потерянный было навсегда, что мы на секунду переживаем его снова. Но эти воспоминания — наша Секретная История — никто на самом деле не знает ее, кроме нас самих. Джозеф Конрад был прав, „мы живем, как грезим: в одиночестве“. Духи в этом собрании все говорят о ярких моментах в моей собственной жизни. Они похожи на разговор о мечтах: вы можете только прочувствовать их по-своему, через свой собственный опыт. Ароматы в этом собрании рассказывают мою Секретную Историю, но когда вы оденете их, они будут рассказывать вашу…»
«Есть натуральный запах, который до сих пор не удалось получить в совершенном для меня понимании. Это запах цветов лесной фиалки и ландыша. Я знаю, что это будет стоить астрономически, но это будет того стоить. У меня нет проблем заплатить 18 тысяч долларов за килограмм абсолюта нарцисса, но вышеупомянутые цветы будут стоить намного дороже, и все же я хочу это сделать. Скоро собираюсь съездить в Грасс, чтобы поискать там старые семьи, кто смог бы сделать для меня такую работу хотя бы в небольших количествах».
«Одна моя клиентка, инженер по профессии, захотела аромат, составленный из ее любимых запахов: нагретая крышка ноутбука, запах бумаги из кабинета химии и запах … свежего уропа. Другая клиентка захотела духи с запахом … долины Напа в Калифорнии. Для этого мне пришлось выехать на место и «собрать» букет ароматов долины, чтобы повторить ноты этих запахов в духах. Я даю им то, что они хотят. А они, в свою очередь, дарят мне новые идеи. Я делаю персональные заказы только для нескольких клиентов, прекрасно понимающих всю философию процесса создания ароматов, а не просто для людей, желающих потешить свое тщеславие».